Инвалид? Сиди дома! (часть II)

Доступная среда

Помните фразу шпрехшталмейстера в цирке? «Внимание! Смертельный номер! Детей, женщин и людей со слабым сердцем прошу не смотреть!» О чём это я? Да о себе и о тех, воистину, смертельных номерах при посадках и, кстати, высадках из… общественного транспорта, в которых мне пришлось принимать участие в качестве главного действующего лица. Поверьте на слово, пережить некоторые из этих ситуаций я бы не пожелал и врагу. Особенно те, которые заканчивались болезненными, мягко выражаясь, падениями. Приведу только один (причём не самый шокирующий) пример.

Начало 90-х. Возвращаемся с друзьями после прогулки из леса. Вышли на троллейбусную остановку. ВСЕ автобусы и троллейбусы с поручнями в центре ступеней. Друзья и добровольные помощники решили перенести меня в коляске через них. Я был против. Но доброта людей слепа: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Результат: мои разбитые о верхнюю часть дверного входа лоб и бровь, неполное, слава богу, опрокидывание на спинку коляски, растянутые связки, ушибы, а также надрыв поясницы у некоторых из помощников. И подобное бывало не единожды.

Так случилось, что в середине тех же 90-х я оказался в швейцарском реабилитационном центре для людей с травмами позвоночника. Очевидно шоковое состояние от диссонанса отличий быта инвалидов в наших странах, особенно наглядных в то время. Не буду описывать все тамошние реалии, потому как сейчас разговор об адаптированности общественного транспорта для инвалидов у них и у нас.

Так вот, со мной в палате было четыре человека – у всех разная степень травмированности шейного отдела позвоночника. Самый «тяжёлый» был косовский албанец Скендер, который имел возможность лишь поворачивать слегка голову и едва приподнимать одно плечо. Его пересаживали на спецколяску с автономным управлением и, вот он, управляя коляской языком при помощи сенсорного джойстика в форме шарика, самостоятельно выезжал из палаты, из центра, поднимался в гору в местный городок. Иногда Скендер ехал на ж/д вокзальчик, где нужно было встать на специальном месте, откуда автоматически отсылался сигнал приближающейся электричке, которая останавливалась таким образом, что этот инвалид без посторонней помощи легко въезжал в вагон. Дальше на этой коляске можно было без проблем путешествовать по всей Швейцарии, ибо практически во всех автобусах и другом общественном транспорте есть подъёмники и пандусы…

Думаю, не трудно понять огорчение, испытываемое мной по возвращении, при виде абсолютной неприспособленности городского транспорта для инвалидов-колясочников.

Примерно в те годы и в нашей стране начались попытки инвалидных организаций достучаться до властных структур с целью приспособить общественный транспорт для маломобильных сограждан. Вода, как говорится, камень точит. И вот, наконец, в последние два года на основных маршрутах, относящихся к муниципальному транспорту, появились автобусы и троллейбусы с выдвижным пандусом. Узнать их можно по инвалидным значкам на бортах.

На первых порах случилась пара конфликтов, связанных с неадекватной реакцией водителей на просьбы инвалидов при посадке, но после обращения к руководству транспортного предприятия всё было улажено и более того, была достигнута договорённость о постоянных контактах для предотвращения конфликтов в будущем.

Естественно, появившаяся внутригородская транспортная доступность для инвалидов решает многие вопросы. Но, к сожалению, часть проблем наличие такого транспорта решить не может…

 

Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник

Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:

×
×
Отзыв
×