Одна из заповедей многих религиозных и философских течений звучит таким образом: «Относись к другому так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Эта, казалось бы, прописная истина очевидна по определению. Если это так, то почему же из года в год не теряют актуальности статьи о НЕдоступной среде для инвалидов? Ведь так же очевидно и то, что все мы под одним небом ходим, а значит, с любым в любой момент может что-нибудь случится (не дай Бог, конечно).
На эти размышления меня натолкнуло интернет-сообщение, где мэр Нижнего Тагила предложил членам городской администрации, работникам дорожных служб пересесть в инвалидные коляски и на себе испытать уровень доступности дорожной инфраструктуры для маломобильных граждан. Я вполне допускаю, что глава города примерил выше озвученные заповеди на себя и решил действовать на опережение.
Между прочим, подобная инициатива мэра далеко не оригинальна, такие же эксперименты с тестовыми проездами высокопоставленных лиц на инвалидных колясках случались с начала 2000-х в разных городах России, где на тот момент были наиболее деятельные объединения инвалидов — это Ярославль, Пермь. Насколько я помню, именно в этих городах чиновники одними из первых на себе испытали, как передвигаться на коляске, если нет ни пандусов, ни подъёмников, ни съездов, ни тем более голосовых светофоров и тротуаров/переходов со спецсигналами для глухих, специальными знаками шрифтом Брайля для незрячих.
В этом же контексте идут виденные мной сюжеты про кафе, куда посетителей запускают, предварительно плотно завязав им глаза повязкой, дабы люди в полной мере ощутили на себе состояние незрячих. И выяснилось, что ощущения, испытанные многими посетителями такого кафе, оказались буквально невыносимыми: некоторые впадали в истерику, в слезах срывали с себя повязки, выбегали наружу; другие впадали в глубокую депрессию, замыкались в себе и, как оглушённые, потерянно покидали заведение, не реагируя на просьбы прокомментировать…
В 90-е в одном из европейских медицинских учебных заведений студентам и вовсе предложили для большего сопереживания и понимания будущих пациентов сразу несколько вариантов: чтобы понять состояние парализованного, некоторым студентам плотно зафиксировали конечности, псевдослепым – завязали глаза, псевдобезногих — посадили на коляски. Испытание длилось в течение нескольких часов. Игрой это казалось лишь первые полчаса…
Сейчас ситуация с доступной средой для инвалидов в России значительно улучшилась. Но показательное тестирование дорожной сети маломобильными горожанами в Нижнем Тагиле однозначно выявило множество проблем, как то: неудобные пешеходные переходы, крутые пандусы и съезды, высокие бордюры, отсутствие подъёмников. А это ведь только тесты инвалидов-колясочников, те же незрячие и глухие добавили бы в это список городской «недоступности» ещё не один пункт претензий.
Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник
Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:
Свежие комментарии