Всем барьерам вопреки

Вряд ли наберётся хотя бы 1% от жителей Земли, кто, прожив большую часть отмерянной нам Богом или природой жизни, мог бы назвать её если не Раем, то, по крайней мере, близкой к идеалу. Я даже не намекаю на великую множественность вариантов критериев этих «идеалов» у разных людей, потому как «один любит арбуз, другой — свиной хрящик.» Зато надо быть крайне «упёртым», чтобы отрицать, что у категории людей с ограниченными возможностями проблем намного больше по определению, ибо инвалид понимает, что он сам по себе уже проблема – и для себя, и для окружающих. Это не вина, это факт. Недаром же в большинстве современных стран мира столько внимания, сил, средств уделяется изучению и решению проблем инвалидности и инвалидов.

Сейчас идёт Паралимпиада. Для россиян это незаслуженно украденный у нас, и тем более долгожданный (9 лет) праздник! Лично я верю, что наша сборная вполне готова взять первое место в общекомандном зачёте. А ведь лишь в 1994 году на зимних Играх Россия впервые приняла участие отдельной паралимпийской командой. Вы только вдумайтесь, насколько поздно в нашей стране обратили внимание на такое важное средство реабилитации и социализации как спорт! Неудивительно что в СССР на улицах городов (за исключением санаторно-курортных) увидеть инвалида на коляске было сложнее, чем чернокожего человека. Абсолютный акцент тогда был сделан на стационарно-домашнее сопровождение людей с инвалидностью. По этой логике не было особого смысла уделять специальное внимание доступной среде при планировании и создании практически любой инфраструктуры – инвалиды ведь или по домам, или в санаториях.

Именно кардинальное изменение политики РФ в отношении инвалидов, на мой взгляд, одно из значимых положительных достижений постсоветского периода. Нет, правда, невозможно даже представить государственной, новостной повестки в СССР, хоть отдалённо похожей на достаточно рутинную для нашего времени. Вроде такой: Путин на заседании президиума Госсовета в качестве одной из приоритетных задач регионов в сфере общего образования указал на особое внимание «особенным» детям. А это и создание инклюзивных классов, развитие и оборудование спецустройствами (пандусам, подъёмниками, транспортом и т.д.) специализированных школ. Именно на это сделали для себя акцент в Волгоградской области, планируя обновить инфраструктуру 13 коррекционных организаций в школах-интернатах № 3 и № 4, в контексте подготовки их к престижному чемпионату профмастерства «Абилимпикс» 2024 года.

Нельзя было вычитать и новость, как например, в Мурманске, о выигрыше филиалом школы № 27, где обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, некоего «гранта» на переоборудование школьных помещений, в том числе спортивного зала, в плане соответствия их понятию «доступная среда». А ведь золотой медалист в велоспорте уже нынешней Паралимпиады Михаил Асташов, у которого нет рук и ног, тоже выпускник одной из таких школ-интернатов для сирот-инвалидов в Челябинской области.

Именно там он увлёкся спортом. Начинал с бадминтона, плавания, настольного тенниса и т.д., остановился на триатлоне, состоящем из плавания, велогонки и бега. В итоге Михаил стал чемпионом России, его отобрали в сборную в классе PTS2, но он не входит в программу Игр. Тогда Михаил, работая на велосипеде доставщиком еды, одновременно тренируясь, сумел попасть на Паралимпиаду в Токио в велоспорте – и вот он Чемпион! Вырисовывается очевидный вывод – чем больше будет по стране спортзалов, стадионов, качалок (причём не только в спецшколах, интернатах), приспособленных для занятий в них маломобильных соотечественников, тем самостоятельней, комфортней, здоровей и, в конце концов, более встроенными в социум будут ощущать себя инвалиды. Тем самым, надеюсь, меньше будет возникать ситуаций, подобно произошедшей в Питерской маршрутке, откуда чуть не высадили инвалида с ДЦП.

Дело было так. В кои-то веки Иван Бакаидов решил сесть в маршрутное такси, и, вдруг, водитель заявляет, — «его не повезу!» Сначала парень подумал, что ослышался. Но после того, как проехав метров 500, встав на светофоре, водитель открыл дверь и потребовал выйти, Иван оторопел, не имея возможности ему ответить. Лишь благодаря здоровому бородатому мужику в наколках, пристыдившему и припугнувшему водителя, тот был вынужден поехать дальше. Кстати, дело точно не в оплате за билет, ибо за Ивана порывались заплатить сразу несколько пассажиров в маршрутке. Водителя явно не устроила инвалидность парня…

Такие случаи, к сожалению, нередки. Этот же прогремел так громко потому, что инвалид оказался личностью весьма известной, ибо Иван Бакаидов тот самый программист, кто основал компанию LINKa и разработал четыре программы: «LINKa. напиши», «LINKa. нажми», «LINKa. покажи», «LINKa. бумажная клавиатура». При помощи которых можно общаться людям с нарушениями речи. Иван, будучи с ДЦП, сам использует «LINKa. напиши», печатает в ней, а электронный голос озвучивает написанное.

Оптимизм внушает безоговорочная поддержка Ивана и таких как он в соцсетях и медиа. Да и профильные фирмы, как ООО «ТЦРИ «Доступная среда», занимающиеся реальным делом, производством качественных подъёмников, также добавляют оптимизма, что решение проблем инвалидов стало естественной частью жизни государства.

Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник

Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:

×
×
Отзыв
×