Главное — результат

«Дети вместо цветов»

Среди ежегодных событий, воспринимаемых большинством наших соотечественников с особым букетом чувств – ностальгии, надежды, трепета, умиления — 1 сентября. Перечисленные мною эмоции не отражают и части всей их гаммы. Что естественно, ибо для учителей, учеников и их родителей начало учебного года – спусковой крючок широкому спектру ожиданий. И всё более значимым в этом спектре становится тематика людей с инвалидностью, доступность среды для их обучения, их социализация.

В том, что это не пустые слова, убеждает ставшая с 2014 года традиционной акция (тогда это был флэш-моб), получившая от её инициатора, учителя литературы Аси Штейн, название «Живые дети вместо мертвых цветов». Смысл её предложения – чтобы деньги, обычно тратящиеся родителями учеников на цветы учителям, собрать и направить на лечение детей с ОВЗ. Уже в 2015 году фонд помощи хосписам «Вера» подхватил эту идею, и она оказалась настолько востребованной, что с того момента переродилась во всероссийскую благотворительную акцию «Дети вместо цветов». И тогда же как-то спонтанно сложилась традиция — от класса вручать учителю один букет, а остальную сумму тратить на лечение тяжелобольных детей.

Радостно, что эта традиция обществом безоговорочно поддерживается, это говорит о его душевном здоровье. А вот споры сторонников инклюзии и поддерживающих коррекционные школы с началом каждого учебного года вновь разгораются. И надо сказать, что в таком ракурсе понятие «доступная среда» выглядит в гораздо более сложном измерении. С точки зрения «инклюзивщиков», обучение учеников с инвалидностью в классах со здоровыми детьми способствует эффективной обоюдной социализации, и с этим утверждением трудно спорить, ведь инвалиды перестают стесняться своих недугов, а здоровые ученики начинают осознавать непредсказуемость жизненных поворотов, ответственность в отношении проблем окружающих и своего собственного образа жизни, а также для чего предназначены встречающиеся им в быту: пандусы, подъёмники и т.п. приспособления.

На все эти плюсы инклюзии «коррекционщики» оппонируют жёсткими, нередко всплывающими в СМИ фактами, когда, например, в классе обычной школы появился ученик с ментальными и психическими отклонениями. Из-за невозможности его постоянно контролировать, он проявлял физическую агрессию против детей, нецензурно выражался, бился головой об стену. Не трудно представить, какая в классе сложилась обстановка и, как следствие, — общая низкая успеваемость. И тут же приводят неопровержимые преимущества коррекционных школ, как-то: формирование компактных классов по типам заболеваний, что позволяет уделять максимум внимания конкретно каждому ученику, а также персонифицировать нагрузку и сложность; возможность сконцентрировать высококвалифицированных специалистов в одном образовательном учреждении. Ну и немало важно с точки зрения экономичности и в то же время эффективности, укомплектование ограниченного количества школ, но зато самым лучшим спецоборудованием, чем распыление ресурсов на все учебные заведения и массовую установку самых дешёвых пандусов, подъёмников, лифтов, туалетного оборудования.

В нынешней России огромное количество детей с ОВЗ. Бесспорно, каждый из них, имеющий то или иное заболевание, нуждается в особом к себе отношении, обеспечении их специальной медицинской, психологической, педагогической помощью и, конечно, в создании технической инфраструктуры как в быту, так и для получения образования. Это тот базис, который объединяет и «инклюзивщиков», и «коррекционщиков», а имя ему – Доступная среда.

Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник

Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:

×
×
Отзыв
×