Честное слово! Если б не знал, что Международный день инвалидов был назначен именно на 3 декабря не кем-то из наших недобрых чиновников, а Генеральной Ассамблеей ООН, то решил бы, что сей персонаж либо «инвалидоненавистник», либо страдает просто иезуитским чувством юмора. Потому как для российских широт сложно представить более, мягко выражаясь, неподходящий сезон (в плане «доступной среды») для выездов инвалидов на мероприятия, которые традиционно массово проводят в этот день по всей стране. Вообще, я как-то упоминал о моём неоднозначном отношении к подобным датам вроде «дня пожилых, дня инвалидов» (сразу оговорюсь, к «женскому» — 8 марта и «мужскому» — 23 февраля это не относится, т.к. данные определения к этим праздникам добавились постфактум, естественным образом, и появление этих дат изначально имеет совсем другие смыслы).
А вот в «днях пожилых и днях инвалидов» меня коробит несколько моментов. Во-первых, возникает очевидная мысль – почему только в этот день стоит обращать всеобщее внимание на подобные категории людей, а как же остальные 364 дня в году – тогда о них можно не вспоминать? Во-вторых, кое-кто из наших граждан стал отмечать тот же День инвалидов как праздник! Я, конечно, понимаю, что для некоторых любой день – праздник, был бы повод. В самом деле, отмечать «день сломанной ноги и выбитого глаза» — это уже из области психиатрии! Ну да ладно, коль установили день инвалидов 3 декабря – пусть будет. Но проблема доступности среды ведь не ограничивается лишь этим днём. Соглашусь, что конкретно в Тольятти в этом плане сделано много. Например, ООО «ТЦРИ «Доступная среда» обустроила подъёмниками часть многоквартирных домов, организаций и учреждений в разных районах города. Но инвалиды, которым такие подъёмники нужны, есть ещё и в городе, и по всей стране. Необходимо сотрудничество частных и государственных органов в финансовом сопровождении социальной программы «Доступная среда».
А месяц назад, предваряя в том числе «маломобильный» сезон, клуб инвалидов «КЛИО» г.Тольятти провёл встречу по вопросам перевозки инвалидов с водителями и кондукторами в автотранспортном предприятии. Было приятно узнать, что из имеющегося транспортного парка осталось лишь два необорудованных выдвижными пандусами автобуса, да и то – это заводские маршруты. Среди троллейбусов количество неприспособленных для инвалидов чуть больше, но все они старого образца и выделяются оранжевым цветом. В том же контексте договорились о проведении рейдов представителями ГИБДД на остановках, где по словам водителей общественного транспорта, некоторыми автовладельцами устраиваются своего рода парковки, мешающие правильному выдвижения пандуса для въезда колясочников в салон.
Некоторое время назад меня даже раздражало, насколько же в нас сидит потребность приурочивать начало/завершение добрых дел к сколь-нибудь знаменательным датам. Судя по всему, моё глупое раздражение разделили и некоторые чиновники. Иначе как воспринимать, что 10-тилетие заключения соглашения между ВОИ и РЖД «О развитии железнодорожной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями» прошло мимо внимания сотрудников РЖД. По результатам проведения проверок транспортной прокуратурой были выявлены неутешительные факты отсутствия доступной среды. Как минимум на пяти станциях только Оренбуржской ЖД: Халилово, Новоорск, Кувандык, Орск Новый город и Медногорск нет в наличии ни передвижных, ни стационарных подъемников для высадки /посадки маломобильных людей. Не обнаружены информационные стенды и дорожки с шрифтом Брайля для незрячих. Похожая история с вокзалом города Великие Луки — неудовлетворительная ситуация с обеспечением безопасности посадочной платформы, а якобы оборудованные средствами доступной среды помещения вокзала, в реальности не имели ничего общего с установленными требованиями. По всем этим случаям транспортной прокуратурой заведены административные дела, в частности, предписано начальнику горвокзала «устранить нарушения прав инвалидов».
Думается, фактов нарушений в сфере инфраструктурной доступности объектов РЖД для инвалидов много больше, а сами прокурорские проверки вызваны определёнными причинами. Одной из которых, возможно, стало увеличение внутренних перемещений инвалидов с помощью ЖД. Благо, ещё 24 мая РЖД и Пенсионный фонд РФ, объединив свои информационные системы, упростили весь спектр нужд инвалидов в их путешествиях по ЖД страны. Скорее всего, именно после этих поездок по ЖД, поверив заключённым соглашениям об их беспроблемности для людей с ограниченными возможностями, но столкнувшись с реальными трудностями, от инвалидов полетели в прокуратуру жалобы и претензии на несоответствие обещанным обязательствам РЖД.
Осознаю, что не обладая всей информацией, в чём-то ошибаюсь. Но не надо быть о семи пядей во лбу, чтобы понять – не стоит помощь инвалидам (и не только) увязывать с некой знаменательной датой, уж очень они редки, как день рождения.
Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник
Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:
Свежие комментарии